Страница публикуется 9 мая – спасибо за Победу, спасибо за Весну:
Сегодняшняя тема, как и анонсировалось, посвящена отдельному направлению в инфографике, который был упомянут в одном из докладов конференции как отличный (но мало используемый) инструмент эффективного обучения.
Данное направление инфографики развил британский психолог Тони Бьюзен (Tony Buzan). По словам Тони Бьюзена, его вдохновили идеи общей семантики, основателем которой является российский учёный Альфред Коржибски. Упрощённая суть общей семантики: познание человека ограничено структурой его нервной системы, а также структурой его языка.
Итак, Mind maps – интеллект-карты. Другие названия: карты ума (мыслей), ментальные (ассоциативные) карты.
Не все пункты на данной интелект-карте раскрыты (знаки "+" в кружках). Остановимся на вопросе возможности применения. Выделяют следующие основные области применения интеллект-карт (в алфавитном порядке):
- конспектирование лекций, выступлений, книг и т.д. (опорные конспекты в виде интеллект-карт);
- обучение;
- планирование и разработка различных проектов, включая составления списка дел;
- подготовка материалов на заданную тему;
- проведение презентаций, мозговых штурмов, тренингов;
- развитие интеллектуальных способностей;
- решение творческих задач.
Видео "Mind Maping with Tony Buzan"
Передадим слово Тони Бьюзену. Цитаты из видео:1. The brain thinks by imagination and association.
2. Note-taking in lists and lines doesn't work.
3. If you don't have associations you don't have connection. If you don't have connection you don't have memory and you don't have thinking.
Mind Maping with Tony Buzan
Лекции Юрия Линецкого "Эффективное обучение"
Не владеете английским? Предлагаем посмотреть не менее интересное видео с лекциями Юрия Линецкого "Эффективное обучение". Если Вас интересует только тема интеллект-карт, пропустите первое видео.Цитаты из видео лекции №1:
1. Сегодня я расскажу вам 6 способов, которые позволят так обходиться с информацией, чтобы она хорошо запоминалась, хорошо укладывалась и становилась своей.
2. Наш великий педагог Шаталов придумал систему опорных конспектов. Опорные конспекты состояли из опорных сигналов.
3. В чём ещё преимущество опорных сигналов? Они позволяют включать правое, творческое, полушарие.
4. ...Шаталов, используя опорные сигналы, на этом и строил своё обучение. И эффективность его обучения была настолько велика, что предметы, которым обучают несколько лет в школах, он давал за полгода или даже за одну четверть.
Курс "Эффективное обучение" Юрия Линецкого, лекция №1
Цитаты из видео лекции №2:
1. Итак, интеллект-карта – это способ структурировать информацию. Это способ, который позволяет сделать весь объём информации доступной и видимой на одном листе. Покажу на примере проекта. Например, проект, который каждый в своей жизни проходил не один раз – это День рождения. Знакомый проект? ... Про особенности интеллект-карт вы почитаете у Тони Бьюзена, получите огромное удовольствие, надеюсь.
2. Свёртка, от слова свернуть, - это умение сжимать информацию до одной мысли или обобщать её. ... Одноместная резиновая лодка - резиновая лодка - плавсредство – средство передвижения.
3. Сократ предложил метод диалектики. ... Для того, чтобы оценить какую-то систему, нужно из системы выйти и посмотреть на неё снаружи.
4. Пятый механизм – интеграция нового знания в то знание, которое уже есть. ... получая что-то попробуйте провести связи к тому, что вы уже по этому поводу знаете. ... и тогда новое знание действительно интегрируется в вашу систему и становится вашим. ... И когда в какой-то момент я останавливаю их и говорю "ух ты, откуда эта мысль?", люди часто теряются и говорят "я где-то взял, но не знаю где, сейчас это уже моё".
Курс "Эффективное обучение" Юрия Линецкого, лекция №2
Примеры интеллект-карт
Интеллект-карты для обучения английскому языку.Например, тема "Фрукты". Запишем английское слово и его перевод в виде словаря-списка.
Fruits – фрукты:
1. Berries – ягоды:
- blackberries – ежевика;
- blueberries – черника;
- gooseberries – крыжовник;
- grapes – виноград;
- cranberries – клюква;
- raspberries – малина.
2. Citrus fruits – цитрусовые фрукты:
- grapefruit – грейпфрут;
- lemon – лимон;
- lime – лайм;
- orange – апельсин.
3. Exotic fruits – экзотические фрукты:
- coconut – кокос;
- mango – манго;
- papaya – папайя;
- pineapple – ананас.
4. и т.д.
Согласитесь, более наглядно этот словарь выглядит на интеллект-карте Александра Никитина:
Интеллект-карты для презентации.
Например, учитель вместе с учениками ведёт классный блог. И на очередном семинаре учитель делится с коллегами опытом, подготовив доклад "Для чего нужен классный блог?". И, например, обязательным условием участия в данном семинаре было сопровождение доклада презентацией.
Если учитель подготовит презентацию, где на слайдах будут только списки, например:
1-й слайд – титульный.
2-й слайд – список:
Классный блог – это:
- внеклассная работа по предметам;
- информационная поддержка учебного процесса;
- публикация творческих работ учащихся;
- средство обратной связи с родителями;
- средство обратной связи с учениками;
- формирования культуры общения и безопасного поведения в Сети.
3-й слайд и последующие – списки, раскрывающие подпункты 2-го слайда,
такая презентация будет не очень хорошо восприниматься слушателями.
И совсем по другому будет восприниматься информация слушателями, если первым слайдом (после титульного, конечно) будет такой слайд:
Спасибо за внимание, happiness Вам:
Другие посты блога
(311) Инфографика Как работает Google? + колич...(306) Учимся писать статьи, эссе, другие тексты.
(297) Создание курсов дистанционного обучения. Видео и презентации.
(231) Организация дистанционного обучения в системе MOODLE.
(85) Достижения студентов. Досуг в общежитии. Новейший интеллект Украины.
Ссылки
1. Сайт Тони Бьюзена: iMindMap.2. ThinkBuzan Ltd YouTube channel: iMindMap.
3. От ментальных карт до интеллект-карт: архив с записями с 29.08.04 по 24.11.07.
.